Ювенальная юстиция вызывает ассоциации с древним поэтом сатириком Ювеналом.
Что же сам говорил о детстве поэт?
«Детству следует оказывать величайшее уважение».
(Ювенал Децим Юний)
Величайший римский сатирический поэт Ювенал Децим Юний родился около 55-60 года до нашей эры.
Ювенала считают основоположником сатирического жанра.
Трудно судить верно это или нет. Так как до нашего времени дошли сатирические произведения Гая Луцилия, жившего во II веке до н.э. То есть, скорее всего, первым был он.
Интересно, что само слово сатира имеет кулинарный оттенок, так как произошло от satura – латинского названия блюда ежегодно преподносимого богам в качестве дара и, состоящего из разных плодов. Переводится сатира, как смесь, всякая всячина, в том числе и стихотворная.
Родился Ювенал во времена правления Нерона на юго-востоке Лация, в небольшом городке Аквина, расположенном недалеко от Рима. Поэт сам называется себя уроженцем Аквина в своей III сатире.
По-видимому, там прошло всё его детство.
Судя по всему, семья Ювенала владела земельным наделом.
В жизнеописаниях Ювенала, дошедших до нас, есть намёк на то, что он был сыном или воспитанником состоятельного вольноотпущенника.
Повзрослев, Ювенал переехал в Рим, где получил хорошее грамматическое и риторическое образование, учась в риторической школе.
Среди учителей будущего сатирика, скорее всего был известный ритор того времени Марк Фабий Квинтилиан, написавший 12 книг «Образования оратора».
Вступив во взрослую жизнь, Ювенал долгое время занимался сочинением декламации, речей на вымышленные темы.
Исследователи считают, что делал он это не для того, чтобы подготовиться к профессиональной деятельности, а просто ради удовольствия.
В молодые годы Ювенал занимался юридической деятельностью, оказывая небольшие адвокатские услуги небогатым людям.
Удачливым в выбранной профессии он, скорее всего, не был, так как подрабатывал выступлениями, декламацией стихов.
Единственным преимуществом бедности было то, что она позволила поэту, вращаясь среди людей, набраться жизненного опыта, который он потом использовал в своём творчестве.
Марциал в одной из своих эпиграмм изобразил Ювенала беспокойно снующим по улицам Рима, «чтобы засвидетельствовать своё почтение богачам». На то, что Ювенал вёл в Риме жизнь клиента, указывают и его собственные сатиры, в которых он с пониманием и сочувствием пишет о бедственном положении римских клиентов.
Свои сатиры Ювенал, наверное, начал писать уже, будучи зрелым человеком. Во всяком случае, как автор сатир он дебютировал после 96 года до н.э, когда ему уже исполнилось сорок лет.
Возможно, Ювенал писал свои сатиры и раньше, но обнародовать во времена правления жестокого императора Домициана, который отличался злобным характером и нетерпимостью к любым критическим высказываниям, не решался.
После того, как Домициан был убит, править стал с 98 по 117 годы император Траян, который был более терпим к чужому мнению, и отличался взвешенной политикой. Выявляются доносчики, расплодившиеся при Домициане. Прекратились репрессии, практиковавшиеся в последние годы правления Домициана, в Рим из ссылки стали возвращаться изгнанные философы.
Провинциалы получают такие же права и возможности, как римляне, для них открывается доступ к государственной службе и карьере.
В общем, после кончины Домициана в 96 г. до н.э. в Риме установилась относительная свобода слова. Ювенал выступал с публичным чтением своих сатир и имел успех.
Как сатирик Ювенал продолжал писать и при императоре Адриане – 117–138 годы до н.э.
Во времена Адриана между сенатом и императором царило согласие. Император покровительствовал науке и искусству.
Если при Траяне Ювенал, переполненный ненавистью к свергнутому тирану, пишет резкие обличающие общественные пороки сатиры, которые принесли ему славу беспощадного бичующего разоблачителя, то сатиры, написанные во времена правления Адриана, отличаются от них большей терпимостью и утратой обличительного пафоса.
В сатирах с 11-й по 16-ю, преобладает не осуждающее, а философско-морализаторское начало.
Однако позднее по одной из версий уже, будучи восьмидесятилетним старцем, он навлёк на себя гнев императора и был отправлен то ли в Египет, то ли в Британию в чине младшего офицера в действующие войска, где и умер.
Но эта информация не вызывает доверия. Хотя в XV сатире имеется упоминание о пребывании поэта в Египте.
Точная дата смерти Ювенала неизвестна, но было это не ранее 127 года до н. э.
До нас дошло 16 гекзаметрических сатир объёмом от 150 до 300–500 стихов каждая в 5-ти книгах, которые были опубликованы в порядке их нумерации, предположительно между 100 и 127 годами.
От 16, последней в сборнике сатиры, уцелело только начало, 60 строк.
В I сатире Ювенал представляет свою поэтическую программу. И представляет себя, как обличителя пороков и преступлений современного ему общества. Ювенал разворачивает перед читателем яркие картины из жизни Рима, которые ему приходилось наблюдать, и которые ужаснули его.
Это и грабитель наместник, и муж, выступающий в роли сводника для собственной жены, мужчина, который подобно женщине выходит замуж. Возмущают его отравительница и человек, подделывающий завещания. Недоволен поэт и человеком слишком сильно любящим лошадей. Вот только все эти пороки у него, как бы уравниваются. С точки же зрения современного человека проступки и преступления, как говорят в Одессе, – это две большие разницы.
Во II сатире Ювенал обличает гомосексуализм, считая его признаком вырождающегося Рима. И ставит в пример мужественных героев ранней республики.
В III сатире Ювенал сожалеет об отъезде своего старинного друга Умбриция, хотя даёт понять ему, что понимает его желание покинуть Рим и поселиться в обезлюдевшей деревне.
Устами Умбриция поэт разоблачает засилье в Риме бандитов, женщин лёгкого поведения, распутников, прикидывающихся философами, и понаехавших греков, которые привезли с собой лицемерие и всяческие пороки. При этом «кроет разврат круговая порука». В результате честный бедный человек не имеет возможности трудиться и зарабатывать себе на пропитание. Поэтому Умбрицию ничего не остаётся, как уехать.
В IV сатире Ювенал с самого начала нападает на любимца императора Криспина, выскочку-египтянина, которому удалось войти в совет Домициана. Как только поэт его не называет – «развратник», «нечестивец», «злодей», «гнусная личность», «угодничая перед хозяином». Но на самом деле поэт имеет в виду пороки самого Домициана. Не зря же Ювенал в этой сатире изобразил заседание государственного совета во время Домициана, на котором решается, что делать с огромной не умещающейся ни на одном блюде рыбой, поднесённой рыбаком в дар императору.
В V сатире описываются унижения, которым подвергается бедняк-клиент на пиру у богатого покровителя. Бедный прихлебатель получает отвратительную еду и напитки, в то время, как сам богач лакомится деликатесами.
Сатира направлена не только на богача, которого трудно усовестить, но и на бедняка, в котором поэт пытается пробудить чувство гордости и не позволять смиренно помыкать собой.
Судя по VI сатире, Ювенал недолюбливал женщин, а может быть даже был женоненавистником, так как с пеной у рта он обличает женщин, погрязших в разврате. Замужние матроны «блудят» с актёрами и гладиаторами, домогаются певцов и музыкантов, «прелюбодействуют», выставляют напоказ «извращённую похоть», потеряв даже остатки стыда.
Ярким примером служит Мессалина, одна из жён императора Клавдия, которая не только меняла любовников, но и в поиске острых ощущений, посещала самые низкопробные бордели.
По мнению Ювенала, женщины мотовки, склонные к непостоянству. Они жадны до роскоши и властолюбивы. На уме у них наряды и собственная внешность. Светские дамы не хотят рожать детей и взваливать на свои плечи заботу о семье. К тому же они суеверны, жены опаивают мужей зельями, чтобы выманить у них деньги, а то и вовсе сводят их в могилу.
Пороки современных Ювеналу дам не устарели и в наше время.
Сатира, посвящённая женщинам, является самой жёсткой, натуралистичной и объёмной из всех сатир, в ней 661 стих.
Видно, женщины достали поэта.
В VII сатире изображено нищенское существование учителей, врачей, писателей и вообще людей, живущих умственным трудом. Ювенал рассказывает о Стациле, который являлся автором, имевшей успех поэмы «Фиваида», а потом вынужденного писать низкопробные либретто для мимов; о риторах Лесимахе, повесимся от голода, и Секунде Карринатском, который отравился.
В то время, как жиреющие богачи швыряют деньги на ветер и устраивают отвратительные оргии. Ювенал надеется на то, что император Адриан исправит существующее положение дел.
В VIII сатире поэт пытается разобраться, в чём же состоит подлинное благородство. Ювенал уверен, что знатное происхождение ничего не значит без высокой нравственности самого человека, так как добродетель и благородство не передаются по наследству.
Поэтому носитель древнего имени может быть распутником и негодяем, а бедняк, поднявшийся с самого низа, благородным и честным человеком.
В XIX сатире поэту опять не дают покоя мужчины не традиционной ориентации. На этот раз один из таких бедолаг жалуется, что ему приходится зарабатывать себе на жизнь близостью с отвратительными и жадными извращенцами.
К тому же, исполняя супружеский долг одного из них, он сделал его отцом.
В Х сатире Ювенал говорит о том, что человеческие желания и влечения вредят самим людям.
В XI сатире Ювенал приглашает на праздничный обед своего друга, Понтика, и восхваляет простоту старинных нравов, порицая современную расточительность и роскошь.
В XII сатире, которая считается наиболее слабой из всех сатир автора, Ювенал обличает искателей наследства. Начинается XII сатира с описания жертвоприношения в благодарность богам за спасение друга во время кораблекрушения. Ювенал говорит, что у него есть три сына, три наследника.
Завершается сатира описанием поражающих воображение приношений богам.
В XIII сатире Ювенал утешает своего друга Кальвина, расстроенного тем, что ему не возвращают долг.
Поэт же говорит, что эту беду при царящих в обществе пороках, можно считать наименьшим из зол.
XIV сатира представляет собой две слабо соединённые между собой части. В первой говорится о том, что дети с лёгкостью берут пример со своих родителей. А во второй о корыстолюбии, одном из главных пороков общества. Этому пороку даже не нужно учиться специально, он усваивается автоматически.
«Нас совращает пример пороков домашних, и прямо
В душу нам входят они под влиянием старших…
От недостойных вещей воздержись!»
В XV сатире поэт говорит о каннибализме и рисует драку между жителями двух городишек в южном Египте, в результате которой человека разорвали на куски и съели. Ювенал доказывает, что жестокость и безумие безграничны.
От XVI сатиры остался отрывок, речь в котором идёт о мнимых преимуществах, которые имеют военные по сравнению со штатскими. Военные могут бить и помыкать штатскими и ничего им за это не будет.
Говоря о сатирах Ювенала, критики говорят, что они слишком субъективны и излишне пристрастны, автору недостаёт уравновешенности, нередко можно прочитать о том, что «сатира Горация лечит и убеждает, а сатира Ювенала ранит, карает и уничтожает». Хотя в последних сатирах пессимизм Ювенала смягчается включением в сатиры более светлых красок.
Во времена поздней античности Ювенала стали считать поэтом-моралистом. Эта характеристика продержалась до XIX века. Более поздние исследователи обвинили Ювенала в неискренности.
Однако нельзя отрицать, что сатиры Ювенала оказали огромное влияние на всю последующую европейскую сатирическую литературу.
Имя Ювенала стало нарицательным не только в Европе.
В России первые упоминания о сатирах Ювенала относятся к временам правления Петра I. Царь, увидев сборник сатир римского поэта у одного немца, заинтересовался их содержанием. Царю так понравился отрывок из десятой сатиры со знаменитым афоризмом «в здоровом теле здоровый дух», что он выписал себе Ювенала в голландском переводе и заставлял читать себе.
Ювенала знал российский литератор Антиох Кантемир, который подражая римскому сатирику обличал в своих сатирах, распространяемых в списках, современную ему российскую действительность.
Изданы сатиры Кантемира были почти через два века после смерти поэта.
Ювенала положительно оценивал основоположник русского романтизма В. А. Жуковский, хотя и считал его поэтом-моралистом.
Зато декабристы считали Ювенала примером политического бунтаря и республиканца. Как пример политического свободомыслия Ювенал упоминается в пушкинском «Евгении Онегине» он мог «потолковать о Ювенале».
Сам А. С. Пушкин высоко ценил Ювенала, как смелого бунтующего сатирика.
Впервые имя Ювенала поэт упомянул в 1814 году в стихотворении «К другу стихотворцу», и в первом печатном стихотворении «Лицинию»:
«О муза пламенной сатиры! Приди на мой призывный клич!
Изданы сатиры Кантемира были почти через два века после смерти поэта.
Ювенала положительно оценивал основоположник русского романтизма В. А. Жуковский, хотя и считал его поэтом-моралистом.
Зато декабристы считали Ювенала примером политического бунтаря и республиканца. Как пример политического свободомыслия Ювенал упоминается в пушкинском «Евгении Онегине» он мог «потолковать о Ювенале».
Сам А. С. Пушкин высоко ценил Ювенала, как смелого бунтующего сатирика.
Впервые имя Ювенала поэт упомянул в 1814 году в стихотворении «К другу стихотворцу», и в первом печатном стихотворении «Лицинию»:
«О муза пламенной сатиры! Приди на мой призывный клич!
Не нужно мне гремящей лиры, Вручи мне Ювеналов бич».
Пушкин собрался всерьез заняться Ювеналом, он начал переводить заинтересовавшую в свое время Петра I. десятую сатиру, но не успел завершить начатое.
О необходимости перевода на русский язык сатир Ювенала писал в 1856 году в рецензии на русский перевод од Горация Н. Г. Чернышевский: «Ювенал, без всякого сомнения, будет у нас чрезвычайно популярен, лишь бы только был хорошо переведён».
В 1859 году профессор Петербургского университета Н. М. Благовещенский впервые в России прочёл две публичные лекции о Ювенале.
Стали появляться и переводы сатир Ювенала, но полный перевод Ювенала, без девятой сатиры сделал в 1885 году известный поэт-лирик А. А. Фет.
«В сатирах Ювенала, этого реалиста древнего мира, как в фотографической камере, отпечаталась вся окружавшая его римская жизнь, изображенная им в целом ряде законченных до мельчайших подробностей бытовых картин, прямо с натуры схваченных портретов, психологических, тонко разработанных очерков отдельных типов и характеров, реалистически верных снимков со всей окружающей его среды, от дворца кесаря до лачуги в Субуре, от уборной знатной матроны до клети в лупанарии, от пышной приемной чванливого адвоката до дымной школы бедняка-грамматика; Ювенал собрал всё это разнообразие силой своего таланта в одно художественное целое, в котором, как в зеркале, отражается весь древний мир, насколько он был виден поэту». Ювенал важен для изучения частного, семейного, внутреннего быта древних, о котором до нас дошли весьма скудные сведения. Его сатиры ревностно читались не только в древности, но и в Средние века, когда нравился его возвышенный и вдохновенный тон; многие называли его тогда ethicus, а один поэт писал, что Ювеналу верят больше, чем пророкам»
(граф А. В. Олсуфьев).
Кроме имени собственного Ювенал переводиться, как «ребенок» или «младший».
В семидесятые годы девятнадцатого века в Соединённых Штатах Америки появилось нововведение в правоохранительной системе, согласно которому несовершеннолетние, совершившие преступление, направлялись не в заключение отбывать наказание, а в специальные учреждения, где они жили и учились. Через некоторое время в США появились так называемые ювенальные суды, которые разбирали дела, в которых в качестве одной из сторон выступал несовершеннолетний гражданин, чтобы защитить права несовершеннолетнего.
Ювенальная юстиция получила чрезмерное распространение также в некоторых странах Западной Европы. Далеко не все граждане этих стран в восторге от ювенальной юстиции. Так в скандинавских странах и в Германии неоднократно проводились акции протеста против ювенальной юстиции. Люди считают, что ювенальные законы дают государству право беспрепятственно вмешиваться в дела семьи, обрушивая жесточайшие кары на родителей за мельчайшие нарушения правил обращения с детьми. Участились случаи, когда без всяких веских причин людей лишали родительских прав.
Против введения в России ювенальной юстиции западного образца выступают обычные люди, президент и православная церковь.
«Взрослые всегда должны помнить о том, чтобы не показать детям дурного примера»
(Децим Юний Ювенал)